Психологическая служба Петрозаводского президентского кадетского училища (далее ПС ППКУ) была образована в училище 31 августа 2017 года как нештатное структурное подразделение, предназначенное для организации и проведения психологической работы в Училище, в состав которой входят педагоги-психологи ППКУ.
Главным направлением деятельности психологической службы ФГКОУ «Петрозаводское президентское кадетское училище» является психологическое сопровождение кадет и создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития обучающихся в условиях новой образовательной среды.
Целью деятельности службы психологического сопровождения является обеспечение и поддержание благоприятных психологических условий как основного фактора всестороннего развития, обучения и социализации обучающихся; содействие формированию у них компетенций, необходимых для получения военной профессии и реализации личного профессионального плана.
Цель психологического сопровождения состоит не в том, чтобы ограждать обучающегося от трудностей, решать его проблемы вместо него, а в том, чтобы создавать условия для совершения кадетом осознанного, ответственного и самостоятельного выборажизненного пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник. Педагоги-психологи Петрозаводского президентского кадетского училища рассматривают психологическое сопровождение как процесс целостного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:
• психологическое просвещение – формирование у кадет и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и администрации Петрозаводского ПКУ потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе;
• психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации кадет, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
• психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение кадет на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
• консультативная деятельность – оказание помощи кадетам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Основными задачами психологической службы ППКУ являются:
- осуществление отбора кандидатов на обучение в Училище;
- анализ психолого-педагогический статуса кадета и динамики его психологического развития в течение всего периода обучения в Училище;
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию, самопознанию и самореализации в условиях реализации требований и идей ФГОС ООО;
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в выявлении особенностей психофизиологического развития обучающихся и преодолении проблем в обучении и воспитании;
- сбор и анализ статистических данных, психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды, проведение мониторинговых исследований и выработка рекомендаций для повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;
- повышение психологической компетенции субъектов образовательного процесса, поддержание благоприятного психологического климата в коллективах;
- содействие внедрению системы военно-профессиональной ориентации в образовательную деятельность Училища, развитие у обучающихся предрасположенности к воинской деятельности, формирование у них профессионально важных психологических качеств и социальных компетенций, диагностика и коррекция профессиональной пригодности выпускников к обучению в высших военно-учебных заведениях Минобороны России, правоохранительных органов и органов государственной власти;
- внедрение в образовательный процесс училища новых эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения;
В своей деятельности психологическая служба Петрозаводского президентского кадетского училища руководствуется Конвенцией о правах ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о психологической службе, Уставом Петрозаводского ПКУ, этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России.
Приоритетные направления деятельности психологической службы в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Петрозаводском президентском кадетском училище:
5 класс – «Адаптация пятиклассников к условиям жизнедеятельности в училище. Адаптация к среднему звену» /в рамках модели психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС ООО/.
6 класс – «Развитие компетентности в личностном самопознании младших подростков» /в рамках модели психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС ООО/.
7 класс – «Развитие коммуникативной компетентности».
8 класс – «Формирование психосоциальных компетенций».
9 класс – «Предпрофильная подготовка девятиклассников. Личностное самоопределение».
10 класс – «Профессиональное самоопределение и развитие профессионально важных качеств офицера».
11 класс – «Профессиональное самоопределение кадет и психологическое сопровождение в период подготовки к единому государственному экзамену и поступлению в ВУЗы».